четверг, 28 февраля 2013 г.

ТПУ или ТРЦ? Торговые узлы

Осенью прошлого года в Москве объявлено о начале масштабного строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), практически около всех линий метрополитена. Городскими властями утвержден список узлов, которые должны появиться в Москве до 2020 года, включающий 255 ТПУ (Российская газета 23.10.2012).
Идея строительства ТПУ обсуждается уже 10 лет. ТПУ призваны связать наземный транспорт и метрополитен в единую сеть, решить проблемы с пробками за счет больших и дешевых перехватывающих парковок. Мало того, по данным Российской газеты, в ТПУ размещают информационные табло, с точностью до минуты указывающие время прибытия наземного транспорта, оснащенного навигационной системой ГЛОНАСС, чтобы пассажиры "могли спокойно выпить кофе в ожидании автобуса" (Российская Газета 21.02.2011).
К сожалению, программа реализуется в спешке, проекты ТПУ не опубликованы, поэтому у жителей возникают справедливые опасения, что эта благая идея будет реализована "как всегда".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011г. № 413-ПП предусмотрено строительство двух типов транспортно — пересадочных узлов:
"плоскостных ТПУ" и "капитальных (многоуровневых)". Ряд плоскостных ТПУ планируется преобразовать в "многоуровневые" в ходе реализации программы.
Согласно паспорту подпрограммы "Автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы" до 2016 года планируется обустроить 124 плоскостных ТПУ, начать строительство 95 многоуровневых ТПУ (Вестник Мэра и Правительства Москвы).
По данным на 2012 год в Гагаринском районе планируется организация плоскостных ТПУ у станций метро "Университет" и "Ленинский проспект" (Вестник Мэра и Правительства Москвы).
Что это значит на практике? Обрывочные сведения в открытой печати оставляют простор для фантазии.

Ввод в эксплуатацию "пилотных" ТПУ, построенных в рамках программы  сопровождается скандалами, судебными разбирательствами и недовольством местных жителей.

Так например, 15.02.2011 в Северном Тушине, открылся ТПУ "Планерное" общей площадью 51 000 кв. м, включающий автовокзал и шестиэтажное здание с торговыми галереями, ресторанами и парковкой. Вскоре после ввода в эксплуатацию  застройщик обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к Мосгорстройнадзору, в котором утверждалось, что ТПУ был введен в эксплуатацию по фальсифицированным документам. "ТПУ — объект социально значимый, но мы как застройщик не можем ручаться за его соответствие градостроительным нормам и правилам, так как мы были отстранены от приемки данного объекта и не вводили его в эксплуатацию", — объяснял адвокат истца. ("Ведомости". 25 марта 2011 "Вопросы к пересадке").
Арендаторам торговых площадей в составе ТПУ также пришлось непросто. Около сотни свежезаселившихся арендаторов получили требования о выселении, исковые заявления о признании недействительными договоров аренды также рассматривал Арбитраж.("Ведомости" 11.04.2011).
Тем временем пассажиры транспорта вынуждены вместо 30 метров идти к остановке полкилометра через второй этаж торгового центра.
 "От метро до остановки маршрутки по прямой 30 м, однако с недавних пор чтобы попасть на остановку, надо пройти весь торговый центр по первому этажу, подняться на эскалаторе на третий (2й этаж), пройти весь верхний этаж торгового центра, спуститься по лестнице на привокзальную территорию (зону посадки в общественный транспорт) и пройти пешком всю длину торгового центра по улице до остановки маршрутного такси №948. Вся процедура занимает быстрым шагом 5-7 минут беготни по залам, эскалаторам и лестницам торгового центра и составляет порядка 500 м". "Мамы с колясками тоже оценили" (отзывы пользователей ТПУ на форуме "Наш транспорт").

Проблему пробок такой ТПУ также не решил - автомобилисты перехватывающей парковкой не пользуются и проехать около ТПУ не могут.
Как сообщают "Вести Москва", жители примыкающих к ТПУ домов также пострадали. Во-первых, поскольку часть проезжей части вокруг ТПУ перекрыли для автотранспорта, автомобилисты объезжают ТПУ по дворам. Во-вторых, теперь все и паркуются там же. Ведь перехватывающая парковка в ТПУ работает до 19.00 часов, что не подходит для работающих людей. (Вести Москва 19.04.2011 "Трудности пересадки").

По сообщению газеты "Известия" на площади у метро "Речной вокзал" в рамках программы строительства ТПУ построили гигантское здание торгово-развлекательного комплекса – ТРЦ "Речной". Большая часть парковок и автобусных терминалов, изначально присутствовавших в проекте ТПУ, исчезли из него уже по ходу строительства. Выходя и метро, обойти ТРЦ, практически, невозможно. ТРЦ содержит стандартный набор помещений - продуктовый супермаркет, игровой центр, бутики, ресторанный дворик. На крыше ТРЦ есть парковка, первые 3 часа бесплатно. Это называется "интеграция ТРЦ в систему городского транспорта".  (Известия 05.08.2010).

Что именно построят в Гагаринском районе? Будут ли опубликованы проекты ТПУ? Будут ли общественные слушания?
Ясно, что рынку у метро Университет недолго осталось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий